Сердце Парижа - историческое и духовное - ЖИВО!!!

В ночь с 15 на 16 апреля 2019г. весь Христианский мир замер в одной единой молитве. Вечером над главным Храмом Парижа вспыхнуло пламя, пожирая на глазах испуганных парижан шпиль и крышу одного из самых знаменитых Католических Храмов мира.⠀

Несмотря на то, что причины этого гигантского пожара до сих пор не определены, ущерб, по предварительным данным, уже существенный : 96-метровый шпиль Viollet-le-Ducрухнул, как и почти вся крыша нефа и трансепт 850-летнего собора. И все же, после 12ч. борьбы храбрым парижским пожарным удалось совершить чудо - погасить разбушевавшийся огонь и спасти Нотр-Дам де Пари от невосполнимой утраты.

Главная задача перед пожарными состояла в том, чтобы не дать огню перекинуться на башни, где находятся многотонные колокола 🔔, которые если бы сорвались с 30м.высоты, то обрушили бы значительную часть Храма. Поэтому, ни о каком сбросе воды с вертолетов не было и речи.

Чудом ещё явилось и то, что благодаря Готической конструкции из перекрещенных арок, она создала словно бы защитный зонт для внутренней части Храма. Неимоверно жуткий и обширный пожар уничтожил только деревянную кровлю и шпиль, который падая повредил небольшую часть центрального трансепта.

Тут, возможно, неоходимо сказать пару слов о самой конструкции Готических храмов, чтобы все стало понятно.

Любой Готический Храм состоит из основы (скелета) - черным выделены арки сводов, аркбутаны и контрфорсы, это живой скелет собора.

Треугольник наверху - это крыша, и она находится НАД каменными перекрытиями нервюрных сводов.

Сверху крыша (она то и сгорела до тла). Под крышей каменистый свод с замковым камнем. Крыша покрыта свинцом, который плавясь мог бы протечь в каменистый свод и по нервюрам в места соединения арок с колоннами, разрушая все на своем пути.

Поэтому, лить воду на крышу с вертолетов было категорически нельзя - тяжесть воды плюс тяжесть свинца проломила бы своды в первые же полчаса. Вода оставалась бы между сводами и крышей как в аквариуме и  тонны воды с вертолетов похоронили бы под собой обломки собора, а потом, оказавшись в нефе, давлением выбили бы ему остатки стен и уж точно все витражи. А витражи в готических соборах - это мозайка из цветных стекол опять-таки свинцовых рамах. Тогда бы мы лишились еще и уникальных витражей XIIIвека.

Сгорели деревянные стропила трансепта из мореного дуба, которому не одна сотня лет. В торце видна верхняя роза портала, она точнехонько над большой витражной. А вот так - выглядят стропила центрального нефа:

Вот эта неровная поверхность - это опалубка свода. Теперь уже проще представить, что было бы если во все эти пазухи попала бы налитая вода, если бы пожарные скинули сверху тонны холодной воды?! Поэтому, крышу было не спасти с самого начала, и слаженные и грамотные действия пожарных позволили создавать “дождевую завесу”, не давая огню распространяться на башни, где висели многотонные колокола.

Переломных и самых страшных моментов в этом пожаре было три:

  • рушится свод и вместе с ним гибнет интерьер
  • от жара начинает плавиться свинец в витражах, стекло вылетает и бьется на сотни осколков – витражи утрачены навсегда
  • огонь перекидывается на башни фасада и добирается до деревянных балок, на которых висят колокола, самый большой падает, проламывая все перекрытия и обрушивая весь западный фасад.

Однако, после того как пожар был потушен, пожарники зашли внутрь Собора, к удивлению многих внутреннее убранство Храма осталось практически уцелевшим:

  • Витражные окна - розетки XIIIв., а вместе с ними и целая ампелада с гаргульями
  • Деревянная алтарная часть, окружённая полихромными барельефами, крест и даже бронзовые ангелы
  • Бесценная "Пьета" в окружении двух Людовиков, за ними отлично просматриваются ЦЕЛЫЕ витражи апсиды.
  • Великолепнейший орган
  • икона Владимирской Божьей матери, подаренная Патриархом Всея Руси Алексеем II, подаренная Собору в 2007г. и другие картины.


 

Один из священников вынес из Сокровищницы главные святые реликвии: терновый венец и плащеницу Святого Людовика - их перенесут на момент реставрации в Лувр.

Был найден так же петух, находящийся на сгоревшем шпиле, где находились фрагменты святых мощей Св.Женевьевы (покровительницы Парижа) и Св.Людовика.

Это называют уже ЧУДОМ после такого пожарища 😇🙏По словам Бенджамина Мутона, архитектора Собора Парижской Богоматери очевидно, что никогда больше не удастся повторить оригинал. Поэтому, реконструкция будет вестись, основываясь, конечно же уже, на современные способы и методы реставрации таких сложных конструкций, как Парижский Собор. Планируется эти работы завершить к 2024г. - к Олимпийским играм в Париже.

Выздоравливай наш любимый Нотр Дам де Пари и до новых встреч.