«Сати понравился мне с первого взгляда. Тонкая штучка, он весь был наполнен лукавством и умной злостью» (Игорь Стравинский)

Эрик Сати – самый эксцентричный французский композитор и пианист, родился 17 мая 1866г. в нормандском городе Онфлер.

Неоднократно бросая Парижскую консерваторию, все-таки стал не только композитором и пианистом, но еще и одним из реформаторов европейской музыки XXв. Его считали родоночальником таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм, а его фортепианные пьесы задают модернизм и совершенно революционное решение – появление «меблировочной музыки», ненавязчивой мелодии, сопровождающей фоном выставки.

В 1892г. Сати разрабатывает свою собственную систему композиций, суть которой заключалась в том, что для каждой пьесы он сочинял несколько, часто не более пяти-шести, коротких пассажей, после чего просто соединял их друг к другу.

В музыкальных кругах, Сати славился своей эксцентричностью. Например, свои сочинения он писал красными чернилами и любил разыгрывать друзей. Своим произведениям часто давал очень забавные названия: «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы», а в пьесе «Досада", небольшую музыкальную тему нужно было повторить 840 раз. Несмотря на это, до 50 лет своей жизни, Сати был практически неизвестен широкой публике. Саркастичный, желчный, замкнутый человек – он жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции. Только после того, как Морис Равель, устроил цикл концертов и познакомил Сати с хорошими издателями, о нем узнала публика.

По настоящему же успех пришел после большого скандала на одном из балетов «Русских сезонов» Сергея Дягилева – «Парад», музыку к которому сочинил Эрик Сати (кстати, декорации и костюмы были созданы Пикассо). Этот скандал сопроводился дракой в зрительном зале и криками: «Долой Русских! Русские Боши»!

Как вспоминал потом Игорь Стравинский: «Спектакль «Парад» поразил меня своей свежестью и подлинной оригинальностью. До какой степени я оказался прав, когда столь высоко оценил достоинства Сати и ту роль, которую он сыграл во французской музыке, противопоставив смутной эстетике доживающего свой век импрессионизма свой мощный и выразительный язык, лишенный каких-либо вычурностей и прикрас».

Со своей стороны, Эрик Сати написал две большие статьи о Стравинском, а так же около десятка писем, окончание одного из которых (15 сентября 1923г.) особенно часто цитируется в литературу, посвященной обоим композиторам. Прощаясь со Стравинским, Сати подписался с присущей ему иронией, на сей раз – доброй: «Вас, Вас я обожаю: не вы ли тот самый Великий Стравинский? А это я – никто иной, как маленький Эрик Сати».

 

Кроме «Парада», Эрик Сати написал еще четыре балетные партитуры: «Успуд», «Прекрасная истеричка», «Приключения Меркурия» и «Представление отменяется», а множество его фортепианных и оркестровых произведений часто использовались для постановки одноактных балетов и балетных номеров.

 

Эрик Сати умер 1 июля 1925г. от цирроза печени из-за чрезмерного употребления алкоголя под Парижем. Его смерть прошла почти незамеченной. Сегодня музыкальные произведения Эрика Сати являются одними из самых часто исполняемых фортепианных композиторов XX века.

 

 

 

 

 

Послушать музыку Эрика Сати